В рамках изучения медиа-контента на телеканалах Кыргызстана Консалтинговое Агентство «Эксперт» (Кыргызстан) провело очередной инициативный анализ по языку вещания передач, производству контента на телевидении, заполняемости эфира рекламой.
Результаты анализа и материалы презентации могут быть полезны представителям медиа сообщества, специалистам в сфере массовых коммуникаций, представителям международных и донорских организаций, законодательным органам.
Задачи исследования:
- Определить долю эфирного времени, отведенного на программы на кыргызском языке.
- Определить временное соотношение отечественного и зарубежного контента (в том числе произведённого в странах СНГ).
- Определить долю рекламы в блоках телепередач по категориям и заполняемости эфирного времени.
Методология исследования:
Анализ телевизионного контента осуществлялся с помощью собственной базы данных. Единицей анализа выступили видеоматериалы телеканалов и их количественные характеристики:
Согласно Закону Кыргызской Республики «О телевидении и радиовещании» в общем объеме ежедневной сетки вещания не менее 50 процентов телерадиопрограмм и телерадиопередач должны состоять из телерадиопрограмм и телерадиопередач отечественного производства, в том числе в период с 7:00 до 10:00 и с 18:00 до 23:00; не менее 50 процентов вещания должно вестись на государственном языке, в том числе в период с 7:00 до 10:00 и с 18:00 до 23:00.
Время и дата выхода. В выборочную совокупность попали передачи по фактическому выходу в эфир с 07:00 до 10:00 и с 18:00 до 23:00 одного буднего и одного выходного дня в августе 2018 года.
Язык вещания. Определялся в ходе просмотра. Фиксировались как отдельно программы на государственном (кыргызском) языке и программы на русском языке, так и двуязычные передачи. Доля языка вещания определялась по длительности передач.
Производство контента. Определялось в ходе просмотра передач и с помощью уточнения сведений на веб-ресурсах телеканалов. В соответствии с разработанной классификацией, контент распределён на категории: отечественный, зарубежный, страны СНГ, советский. Доля предлагаемого контента определялась исходя из времени вещания передач.
Реклама в блоках. Рассматривалась прямая и спонсорская реклама. Реклама оценивалась по длительности показа роликов определенных товарных категорий.
Soldout. Отношение проданного рекламного времени к общему разрешенному.
Согласно Закону «О Рекламе» (статья 11, пункт 4) в радио- и телепрограммах, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, в течение суток реклама не должна превышать 25 процентов объема вещания.
Было высчитано средневзвешенное процентное соотношение продолжительности рекламы от общей продолжительности эфира в Off Prime (06:00 – 17:59:59) и Prime Time (18:00:00 – 00:00).
Выборка телеканалов:
Исследование проводилось по следующим телеканалам: КТР, КТР Музыка, КТР Спорт, 5 канал, TV1, Любимый HD, Мир, НБТ, НТС, Пирамида, Пятница, Россия РТР, Семейный, Телеканал Я, ТНТ, ЭлТР, Домашний, РЕН ТВ, 7 канал, ОшТВ, Prime TV, Ынтымак, Апрель.
Выводы
Проанализировав программы на телеканалах КР, Консалтинговое агентство «Эксперт» пришло к следующим выводам:
- В сетке вещания телеканалов 24% эфирного времени отведено отечественному контенту, наполнение производства СНГ составило 35%, 40% принадлежит зарубежному контенту, а передачи советского производства (как правило, это художественные фильмы) – 1%. Стоит отметить, что совокупная доля отечественного контента по сравнению с анализом предыдущего месяца сократилась на 1%. В период с 7:00 до 10:00 и с 18:00 до 23:00 наиболее активно продвигают национальный контент телеканалы КТР, КТР Музыка, НТС, ЭЛТР. По сравнению с анализами предыдущих месяцев сократилась доля показа отечественного контента, скорее всего ввиду отпускного периода.
- В совокупности доли языка вещания составили: русский язык контента – 78%, кыргызский язык – 17%, 3 % — двуязычные трансляции (как на русском, так и на кыргызском языках), передачи на иностранном языке (музыкальные клипы) – 2%.
Законодательные доли вещания на государственном языке выдержаны на телеканалах КТР, КТР Музыка, КТР Спорт (с учетом двуязычных трансляций), ЭЛТР. В содержании других каналов прослеживается уклон в сторону преобладания передач на русском языке.
- Soldout. Доли наполнения эфира прямой рекламой (указаны в таблицах) не достигают 25% ни у одного из телеканалов анализа. По продолжительности показа рекламных роликов в Prime Time в 5 лидирующих телеканалов вошли ОшТВ, Ынтымак, 7 канал, КТР, РЕН ТВ. В целом, с прошлого рассматриваемого периода данные каналы удерживают лидерство по продолжительности рекламы и в августе, лишь меняя позиции в рамках 5 лидирующих.
Подробные данные по телеканалам Кыргызстана (согласно выборке анализа) в отношении языка вещания, производства контента и заполняемости эфира рекламой приведены в Анализе и Презентации.